Лекция об иранской школе плаката
В сентябре в Центре восточной литературы прошла лекция «Иранский плакат» , завершившая цикл мероприятий в рамках выставки «Изображая Восток» .
Плакаты, созданные иранскими художниками, с каждым годом всё больше привлекают внимание мирового дизайнерского сообщества. Можно смело утверждать, что иранцы создали собственную плакатную школу, наподобие швейцарской, польской или советской. Лекция «Иранский плакат» была посвящена особенностям этого искусства, а также его истокам.
Гости библиотеки смогли посмотреть на персидский плакат сразу с трёх сторон: глазами историка, ираниста и дизайнера. Поэтому и саму лекцию можно условно разделить на три смысловые части.
Первая часть была посвящена
Во второй части лекции были рассмотрены главные элементы иранского визуального искусства: каллиграфия и миниатюра. О них рассказал иранист, главный библиотекарь Центра восточной литературы РГБ Даниил Огнев. По его словам, после арабских завоеваний иранские художники, восприняв арабскую вязь и каллиграфию, довели её до эстетического совершенства. Слушатели познакомились с основными почерками, которые можно встретить в современном иранском дизайне: это куфический шрифт, насх, сулюс, насталик и другие. Заметную роль в становлении иранского визуального восприятия сыграла книжная миниатюра, а с появлением печати — техника гравюры (литографии). В качестве наглядных примеров были приведены издания из фонда Центра восточной литературы.
Третья часть лекции была посвящена современной школе иранского плаката. Сооснователь и продюсер креативного иллюстраторского бюро «Вьюга» и студии THE KLЁN Дмитрий Краснов рассмотрел примеры современного плаката с точки зрения графического дизайна. Прежде всего, иранский плакат отличает совершенно парадоксальная для европейского взгляда композиция, где, например, текст и фотография не разведены, а, наоборот, сплетены между собой. По мнению Дмитрия Краснова, в отличие от западных и российских дизайнеров, иранские плакатисты уделяют огромное внимание деталям: практически все плакаты иранской школы прорисованы до мелочей.
Каждый иранский дизайнер обладает неповторимым почерком: например, Реза Абедини использует тонкие «гравюрные» линии и пронизывает ими всё полотно плаката, художница Хома Делварай прорисовывает уникальные растительные орнаменты и делает буквы объёмными, создавая эффект перспективы, а Фархад Фозуни экспериментирует с почерками и использует традиционные для иранских книг рамки, меняя их форму и вписывая в них весь текст анонса или рекламы.
По мнению лекторов, иранская школа плаката может выйти далеко за пределы Ирана, и отечественные